Архив новостей


17.09.2021

Со страниц районной газеты "Призыв"

= Как это было=

Земские врачи занимались организацией детских приютов
Районка рассказывает о создании и деятельности приютов-яслей в Воронежской губернии в конце 90-х годов 19 века
В 1899–1902 годах усилиями и на средства Попечительства о домах трудолюбия, Ведомства императрицы Марии, земских органов самоуправления были созданы десятки яслей-приютов для крестьянских детей.Благодаря благотворительным обществам и земским органам с помощью земских врачей, фельдшеров, учителей и других представителей сельской интеллигенции многие ясли-приюты были превращены в образцовые пункты попечения о детях и наглядно показали крестьянам их необходимость, особенно во время летних полевых работ.

Ясли Ростовцевой
Инициатива организации летних яслей-приютов в Воронежской губернии принадлежала земскому врачу Александре Ростовцевой. Александра Ростовцева (Смирнова)была женой председателя земской управы Землянского уезда Петра Ростовцева, отличалась хорошей образованностью, получила высшее образование в Германии. Знала многие иностранные языки. После окончания университета поселилась под Землянском в имении своего мужа. И тут же, под стать своему мужу, занялась общественной и благотворительной деятельностью.
В отчетных документах Землянского земского собрания того времени часто встречается фамилия Ростовцевой. Например, она предлагала «услуги врача для бесплатного лечения детей и взрослых в окрестных селах своего имения». Предложение Ростовцевой земское собрание «принимает всецело и с искренней благодарностью».
Для лечения больных в Муромке Александра Александровна открыла приемный покой: оказывала крестьянам медпомощь, принимала роды. Наравне со штатными врачами Ростовцева входила в санитарную комиссию уездного земства. Летом 1897 года по ее инициативе на средства уездного земства впервые в Воронежской губернии в Муромке, Троицком и Крюкове открываются детские ясли – приюты, куда принимали крестьянских детей до 12-летнего возраста.
В ростовцевских приютах юных крестьян ждали трехразовое питание и дневной сон. Дети учились грамоте, читали книги, играли, даже ходили в походы.
Вот что писала в одном из отчетов Александра Ростовцева:
«Дети были истощены зимней голодовкой имели ужасный вид, бледные, худые и такие вялые, что в первое время не могли играть, накидывались
на еду, казалось, их невозможно накормить. Бабы,возвращаясь с полей, подсаживались к детям, пробовали кашу и сами съедали порядочное количество».

В борьбе с детской смертностью и пожарами
Воронежское губернское земство в 1898 году по докладу губернской управы признало«крайне желательным в целях борьбы с детской смертностью в летнее время и опустошительными пожарами от шалости детей, распространение в селениях яслей-приютов, на что и ассигновало от страхового капитала 3 тыс. рублей по25 рублей на каждый уезд для устройства в виде опыта, по одному приюту-ясли.»
Дневные ясли-приюты открывали в летнюю рабочую пору в июне-июле, когда необычайно высока смертность детей в результате беспризорности и неправильного питания.
Воронежское земство видело в летних яслях-приютах также пользу не только в борьбе с детской смертностью, но и с летними пожарами.В течение трех лет (с 1895 по 1898 годы) в губернии было 4079 пожаров, по которым по обязательной страховке страховых премий уплачено 900 тыс. рублей. Население Воронежской губернии понесло убытков от пожаров за 3 года свыше 400 тыс. руб. Согласно принятому постановлению губернского собрания в 1899 году во многих местностях Воронежской губернии работали ясли-приюты. Всего было открыто 24 приюта-яслей, из них 13 на средства страхового капитала.
Продолжительность деятельности яслей-приютов в зависимости от разнообразных местных условий была неодинакова, а именно: 5 яслей функционировали менее 20 дней, 10 - от 20 до 30 дней и 9 - от 30 до 45 дней. Посещаемость яслей детьми также была неодинакова, от 4 детей, как минимум, до 264, как максимум. Особенно многолюдными были ясли-приюты в Муромке (289 детей), в Ломовце(211), Новоживотинном (199), Борисовке (194), Петровском (114), Орловом (105). Из общего числа посещавших ясли детей было: в возрасте до года 2%, от 1 до 2 лет - 6,8%, от 2 до 4 лет -21,2%, от 4 до 5 лет - 12%.От 5 до10 лет - 47,7% и свыше 10 лет - 10,3%120.

Расходы
Расходы по оборудованию и содержанию в 1899 году всех 24 яслей выразились в сумме 3402 рублей, в среднем на одни ясли потратили 143 рубля.Обращалось внимание и на питание детей,и на одежду. Пища должна быть самая простая, приближающаяся к обыкновенной крестьянской среде. Весь режим должен быть установлен в высшей степени просто и на трудовой почве, так как«крестьяне смотрят очень строго и неодобрительно, если детей, по их словам, разбалуют». Кормить детей рекомендовали несколько раз в день горячей пищей: 3 раза детей старшего возраста и 4 раза детей младшего возраста с прибавлением молочных продуктов. На продовольствие одного ребенка в день в среднем тратили 5 копеек, кроме всех других расходов.
В 1900 году губернское собрание ассигновало вновь 3 тыс. рублей из страхового капитала. Помимо ассигнований губернского земства на организацию яслей-приютов летом 1900 году были ассигнованы средства уездными земствами: Павловским (300 рублей), Землянским (300 рублей), Богучарским (200 рублей) и Воронежским (200 рублей). Последним земством ассигнованные средства были представлены в распоряжение Воронежского отдела общества охранения народного здравия. Отдел, кроме того, получил на устройство яслей еще 200 рублей от общества борьбы с заразными болезнями, состоящего под покровительством принцессы Ольденбургской. Активизировалась также частная инициатива. В 1900 году уже несколько яслей-приютов были открыты всецело на частные средства.Руководителями делом устройства яслей почти всюду являлись участковые земские врачи.

Число приютов выросло
По сравнению с предшествующим годом в 1900 году число яслей-приютов увеличилось на 12. По уездам распространение яслей было неодинаковым. Первое место в этом отношении занимает Землянский уезд, где в 8 яслях пользовалось приютом 1042 ребенка.В Бобровском уезде - в 2 яслях было 102 ребенка.
Помещались ясли-приюты в большинстве случаев в зданиях земских школ, и только немногие в наемных крестьянских дворах. Конечно, ограниченные финансовые возможности не позволяли создавать какие-то особые условия для детей. Они были достаточно скромными. Так, например, для отдыха малолетних детей почти все ясли пользовались бельевыми корзинами, которые набивались сеном и покрывались простынками. Более взрослые дети спали или прямо на мягкой соломе, покрытой простынями, или тюфяках, набитых соломой или сеном.

Как и в 1899 году в 1900 году продолжительность деятельности, в связи с местными условиями, главным образом, зависимой от продолжительности уборки хлебов была неодинакова: от 10 дней (минимум) до 53 дней (максимум). Посещаемость детьми отдельных яслей также неодинакова: в среднем от 8 (минимум) до 157 (максимум) детей в день. Особенно многолюдны были ясли-приюты в следующих селениях: Муромке (от 114 до 231), Ломовце(от 60 до 130 детей), Егорьевском (57 и 112),Новоживотинном (112-130), Раевке (37-118), Ровеньках (от 37 до 103).В 1901–1902 годах ясли-приюты получили широкое распространение в селах, пострадавших от неурожая.

Наталия МАРКОВА ,  Фото из архива











Возврат к списку